Гештальт - что это такое и зачем его закрывать — Бэби.ру

Закрытие гештальта – это ключ к решению повторяющихся проблем и эмоциональному благополучию. Иными словами, это способ справиться со незавершенными делами, конфликтами, переживаниями, которые мешают полноценно жить и двигаться дальше.
Гештальт – это не просто теоретическая концепция, а практический инструмент, который можно применять в повседневной жизни. Например, если вы чувствуете обиду на кого-то, не выраженную вовремя, или не смогли договориться с близким человеком о чём-то важном, это может создавать напряжение и возвращаться в виде стресса и неудовлетворённости. Закрытие такого гештальта позволяет осознать свои чувства, понять причины конфликта и найти пути к его решению.
Как это работает? Работа с гештальтом предполагает осознание неразрешенных ситуаций, выявление эмоций, связанных с ними, и, важный момент – поиск способа выразить эти эмоции адекватно. Это может быть разговор с человеком, чьё мнение интересует, проработка этой проблемы в терапии или письмо с выплеском чувств. Важно довести ситуацию до завершения, чтобы полностью "закрыть" гештальт.
Что такое гештальт в психологии и воспитании ребенка?
В воспитании это означает, что нельзя рассматривать, например, агрессию ребенка изолированно. Важно понять, что за этим скрывается. Это может быть страх, неудовлетворенная потребность, неспособность выразить чувства или непонимание ситуации.
Пример: Ребенок отказывается есть определенный продукт. Это не просто каприз. Возможно, он испытывает отвращение из-за ассоциаций с этим продуктом в прошлом. Или чувствует себя не услышанным, и отказ от еды – способ выразить недовольство.
Рекомендация: Обратите внимание на ситуации, когда ребенок проявляет определённое поведение. Попробуйте понять, что за ним стоит, как ребенок чувствует себя в этих моментах.
Ключевые моменты: Не игнорировать поведение, а пытаться понять, каков его подтекст. Поддерживать ребенка, помогая ему выражать свои чувства. Создавать безопасную и предсказуемую обстановку. И для этого нужно внимательно слушать и наблюдать.
Как проявляется незавершенный гештальт у ребенка?
Незавершенный гештальт у ребёнка может проявляться в самых разных формах, от проблем со сном и аппетитом до эмоциональных трудностей.
Часто повторяющиеся проблемы: страхи, тревожность, нарушения пищевого поведения (переедание или анорексия), агрессивность, трудности в общении, замкнутость, непослушание.
Эмоциональные проявления: постоянная раздражительность, неспособность справиться со стрессом, пессимизм, низкая самооценка, проблемы с концентрацией внимания.
Поведенческие проявления: упорное стремление к получению внимания, неконтролируемые вспышки гнева или наоборот – зажатость, неспособность выразить свои чувства.
Физическое проявление: головные боли, желудочно-кишечные расстройства, проблемы с дыханием. Важно обратить внимание на повторяющиеся «симптомы» – эти проявления могут быть связаны с незавершенной эмоцией и нуждаются в помощи взрослого.
К ключевым признакам незавершенного гештальта у детей относятся также:
- Навязчивые мысли и действия.
- Чувство вины без явной причины.
- Неуверенность в себе.
- Проблемы с установлением границ.
- Негативное отношение к себе и окружающим.
Если вы наблюдаете подобные проявления у ребёнка, обратитесь к психологу или детскому психотерапевту.
Как помочь ребенку закрыть гештальт?
Создайте условия для выражения чувств. Важно дать ребенку возможность открыто говорить о своих переживаниях, не осуждая их. Активно слушайте его, задавайте уточняющие вопросы, например: "Что ты чувствуешь?", "Как ты думаешь, почему это произошло?" Поощряйте описания ситуации и связанных с ней чувств (разочарование, гнев, страх).
Помогите ребенку осмыслить ситуацию. Проанализируйте вместе произошедшее. Важно не просто высказаться, но и понять причины и последствия. Помогите ребёнку осознать свои действия и их влияние на других. Например: "Почему ты так поступил?" "Как твои слова повлияли на друга?"
Предложите конкретные действия, если это необходимо. Если ситуация требует извинений, предложите их. Если необходимо восполнить какое-то упущение, предложите варианты решения. Например: "Возможно, тебе стоит извиниться перед другом?" или "Давайте придумаем, как можно исправить эту ситуацию." Важно находить приемлемые и реалистичные для детей решения. Подробно проговорите варианты и их последствия.
Помогите ребенку принять ответственность за свои действия и эмоции. Подчеркните, что каждый человек отвечает за свои чувства и поступки. Например, "Ты принимаешь решение действовать таким, а не иным образом, а потом уже нужно нести за него ответственность."
Осмыслите ситуацию в диалоге. Проанализируйте причины возникновения ситуации. Помогите ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы: "Что я чувствовал?" "Почему я поступил именно так?" Это поможет ему самостоятельно разобраться с произошедшим.
Создайте позитивный опыт. Если ситуация носит негативный характер, найдите способ, чтобы ребёнок получил позитивный и завершающий опыт. Это могут быть совместные занятия, отдых, похвала за усилия, или помощь другим.
Когда обращаться к специалисту?
Если вы замечаете, что:
Проблема | Рекомендации |
---|---|
Постоянное чувство тревоги, подавленности или беспомощности, мешающее повседневной жизни. | Обратитесь к психологу или психотерапевту. |
Возникновение повторяющихся, разрушительных схем поведения, например, в отношениях или иных сферах жизни. | Посетите специалиста по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). |
Сложности в установлении и поддержании здоровых межличностных отношений. | Обратитесь за консультацией к семейному или парному терапевту. |
Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, переедание) | Необходимо обратиться к специалисту по проблеме пищевого поведения, возможно, нужно комбинация лечения с психологом и диетологом. |
Изнуряющие, повторяющиеся мысли и/или навязчивые действия (компульсии). | Обратитесь к специалисту по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) или психотерапевту. |
Травмирующие события (например, смерть близкого человека, насилие) влияют на качество жизни. | Обратитесь к психологу или психотерапевту, специализирующемуся на психотравмах. |
Повторяющиеся проблемы со сном, которые ухудшают работоспособность и настроение. | Посетите специалиста по терапии сна. |
Вы не справляетесь с изменением в вашей жизни, не знаете как построить новые отношения. | Проконсультируйтесь с психологом или психотерапевтом. |
Не откладывайте визит к специалисту, если проблемы препятствуют вашей жизни.
Примеры практических упражнений для закрытия гештальта с ребенком.
Для закрытия гештальта с ребенком нужно помочь ему выразить чувства и ощущения, связанные с определённой ситуацией. Нет универсальных рецептов, подбирайте упражнения, исходя из возраста и характера ребёнка.
Упражнение 1: «Рисуем свою историю»
- Предложите ребёнку подобрать краски, маркеры или карандаши, которые он хочет использовать.
- Попросите его изобразить на листе бумаги ситуацию, которая вызывает у него трудности.
- После рисования попросите рассказать о своих чувствах, связанных с рисунком, нецензурно если необходимо.
- Важно не оценивать рисунок, а помочь ребёнку выразить свои переживания.
Упражнение 2: «Театральная импровизация»
- Выберите ситуацию, которая вызовет сложности (объясните ребёнку по-простому)
- Предложите ему разыграть её с игрушками или с родителями.
- Пусть он прочувствует ситуацию, принимая различные роли.
- Можно также использовать куклы или воображаемых персонажей.
Упражнение 3: «Разговор с чувством»
- Подберите мягкую тему для разговора – например, обиду на брата.
- Попросите ребёнка подобрать слово-чувство к этой ситуации (злость, страх, грусть).
- Выслушайте его и задавайте открытые вопросы, не давая оценок и советов.
- Обсудите причины чувства и найдите пути решения.
Упражнение 4: «Скульптура чувств»
- Побудите ребёнка представить ситуацию.
- Предложите ему слепить из пластилина или использовать любые другие материалы для воплощения своих чувств.
- Спросите, какие эмоции передаются с помощью фигуры.
- Разговаривайте об ощущениях от процесса.
Упражнение 5: «Письмо переживаниям»
- Предложите написать письмо, адресованное ситуации, человеку или предмету, который вызвал трудности.
- Попросите выплеснуть все чувства, не сдерживая их.
- Позвольте ребёнку самому решить, что делать с письмом (сжечь, спрятать, оставить).
Профилактика возникновения незавершенных гештальтов у детей.
Для профилактики незавершенных гештальтов у детей важно уделяйте внимание процессу взаимодействия с ребёнком, чтобы он мог завершать свои дела и переживания. Учите вашего ребёнка завершать действия.
Регулярность и предсказуемость: Четкий распорядок дня, ясное обозначение границ и правил, постоянство в общении – всё это снижает стресс и помогает ребёнку лучше справляться с возникающими ситуациями, уменьшая вероятность незавершенных дел.
Разрешение конфликтов: Не игнорируйте конфликты, но помогайте ребёнку их преодолевать. Спокойно, вместе находите решения, учите примирению, объясняя последствия и взаимосвязи.
Адекватное эмоциональное реагирование родителей: Не подавляйте негативные эмоции ребёнка. Относитесь к ним внимательно, но не позволяйте им доминировать. Важно озвучивать свои чувства, чтобы ребёнок мог это наблюдать и учиться. Разговаривайте с ребёнком о том, что тревожит его, выражая понимание и поддержку без осуждения.
Развитие навыков саморегуляции: Учите ребёнка осознавать свои эмоции, называть их и находить здоровые способы их регулирования. Например, дыхательные упражнения, рисование, физические упражнения.
Поддержка интересов: Поощряйте законченность действий, связанных с хобби. Не бросайте начатое дело, если ребёнок потерял интерес. Объясните, почему важно доводить дело до конца, и предложите помощь.
Внимательное отношение к отдельным событиям: Обращайте внимание на незавершённые действия, не переходя к новому, пока не закрыт текущий гештальт. Понятное объяснение причин и возможностей преодоления поможет ребенку.
Вопрос-ответ:
Что вообще такое гештальт и как он связан с моей жизнью?
Гештальт — это подход к пониманию восприятия и переживания. В психологии гештальт описывает, как человек воспринимает и структурирует информацию, формируя целостную картину. В практическом применении гештальт-терапия помогает осознавать нерешённые ситуации, так называемые "незакрытые гештальты", которые могут влиять на наше эмоциональное состояние и мешать жить полноценно. Например, неоконченный разговор с близким человеком, чувство вины за несделанное дело или подавленная обида — всё это примеры незавершенных гештальтов. Они могут проявляться как тревога, раздражительность, проблемы в отношениях или повторяющиеся модели поведения, влияющие на вашу жизнь.
Почему важно "закрывать" гештальты? Какие явные выгоды при этом наблюдаются?
Незакрытые гештальты могут приводить к различным эмоциональным проблемам, например, к чувству вины, тревоге, раздражительности или депрессии. Они, как невидимая нить, могут тянуть вас назад. Также, если вы не разобрались с определённой ситуацией, она может повторяться в вашей жизни в разных контекстах, как будто вы ищете решения из прошлого. Закончив работу с нерешённой проблемой, вы освобождаетесь от этой тяготы, становитесь свободнее в настоящем и, как следствие, повышается ваше эмоциональное благополучие.
Как я могу понять, что у меня есть незакрытый гештальт? Какие признаки могут на это указать?
Наличие незакрытого гештальта можно распознать по повторяющимся переживаниям, чувствам или реакциям в определённых ситуациях. Например, если при обсуждении определённых тем у вас появляются сильные эмоциональные всплески, или вы ощущаете постоянное напряжение в отношениях с кем-то, то это может говорить о незакрытом гештальте. Обратите внимание на повторяющиеся модели поведения, которые тянутся из прошлого, и проанализируйте, есть ли нерешённые проблемы, связанные с ними. Если вы замечаете, что постоянно возвращаетесь к одних и тем же мыслям или ощущениям, то это ещё один сигнал.
Вполне возможно, что мне не нужна профессиональная помощь. Есть ли какие-то простые шаги, которые может сделать обычный человек, чтобы разобраться с подобной ситуацией самостоятельно?
Конечно, есть несколько способов самостоятельной работы. Попробуйте подробно проанализировать ситуацию, которая вас беспокоит: вспомните детали, свои эмоции и мысли. Важно задать себе вопросы: в чём проблема, чего вы хотели добиться, чего не произошло? Затем попробуйте представить, как вы бы завершили эту ситуацию идеальным образом. Запишите свои чувства и мысли, в диалоге с собой, и попробуйте выработать новые стратегии поведения в подобных ситуациях.
Можно ли "закрыть" гештальт, если я не помню точно, что произошло много лет назад? Влияет ли на это забвение?
Даже частичное или неполное воспоминание ситуации может помочь в работе с гештальтом. Важно понять не конкретные детали события, а ваши чувства, мысли и реакцию на него. Поскольку прошлые события могут оказаться сложными для воспоминания, терапевтические техники и способы обращения к внутренней «памяти» - это часть работы. Понимание вашей реакции на сейчас, может помочь восстановить чувства и переживания из прошлого, даже если вы не помните конкретики.
Что такое гештальт и почему важно его закрывать?
Гештальт – это незавершенное дело, ситуация, мысль, эмоция или чувство, которые не были доведены до конца. Незакрытый гештальт обычно оставляет ощущение дискомфорта, напряженности и препятствует хорошему самочувствию. Задача в том, чтобы осознать, что именно вызывает данное ощущение и проработать это чувство до момента полного принятия. Это может быть нерешенный конфликт с другом, неоконченное дело на работе, или подавленные негативные эмоции. Закрытие гештальта помогает освободиться от "вещей", которые тянут нас назад и не позволяют полностью жить настоящим временем.